?

Log in

No account? Create an account
chubais.ru

a_chubais


Журнал А. Б. Чубайса


Previous Entry Share Next Entry
Политехнический музей
chubais.ru
a_chubais

Интервью журналу Citizen K



Citizen K Россия, 01.12.2009

Техника Чубайса
Анатолий Чубайс намерен сделать из Политехнического музея главный музей России

Интервью: Олег Кашин. Фото: Слава Филиппов

Этой осенью корпорация РОСНАНО и московский Политехнический музей подписали соглашение о сотрудничестве. Договорились о том, что музей станет «одним из значимых элементов информационной инфраструктуры инновационной экономики России», при РОСНАНО создан некоммерческий Фонд развития музея, и теперь получается, что за развитие Политехнического будет отвечать Анатолий Чубайс. Он рассказал Citizen К о том, чего он хочет добиться от старейшего технического музея страны.

Citizen К: Вы так смотрите на выставленные здесь немецкий локомобиль и советскую атомную бомбу, что кажется - у вас с Политехническим музеем связаны какие-то детские воспоминания.
Анатолий Чубайс: Нет, у меня детских воспоминаний об этом музее нет. К сожалению, я в детстве здесь не бывал.
Citizen К: Но едва ли вы будете спорить с тем, что у музея есть детская репутация. Тех, кого еще рано вести в Пушкинский, родители приводят сюда - здесь всякие машинки и прочие интересные вещи. Вы будете избавляться от этого имиджа или культивировать его?
А. Ч.: Ну что вы. Конечно, все правильно - музей должен работать на широкий спектр посетителей, внутри которого детская аудитория должна быть, пожалуй что, и ключевой. Возьмите любой из продвинутых серьезных музеев в мире. Вот Технологический музей в Силиконовой долине - там даже есть специально оборудованные классы для детских занятий. Конечно, эту компоненту мы будем развивать, без детей музея не будет.
Citizen К: Сейчас западные музейщики говорят, что переусердствовали в свое время с интерактивностью, с игровой составляющей.
А. Ч.: Я внимательно слежу за этими дискуссиями. Действительно, полный разворот в сторону концепций и виртуализации - оноказался не то чтобы избыточно радикальным, но, похоже, теперь по спирали он приводит нас к синтезу двух противоположных подходов.
В чем главное преимущество Политехнического музея - в фантастическом культурном слое и в фантастическом объеме накопленных образцов и экспонатов. Это совершенно беспрецедентный музей, он появился как первая русская промышленная выставка, связанная с именем Александра II, и это потрясающая история, о которой никакой Силиконовой долине и мечтать не приходится. И нам не то что потерять это нельзя - мы должны усиливать эту историческую, «консервативную» составляющую. Но в то же время и без виртуальной компоненты тоже не обойтись - она же обладает фантастической гибкостью. Невозможно каждый год перестраивать музей, но при этом надо думать не только о том, как он будет выглядеть в день открытия после реконструкции, но и о том, как он будет функционировать в следующие 40 лет. Поэтому возможностьсамообновления должна быть встроена. Я не музейщик и поэтому готов полагаться на директора музея Гургена Григорьевича Григоряна, который вообще классик этого дела. Мне кажется, что в музейном деле, как и везде, нужен здравый баланс обеих составляющих.
Citizen К: Этот баланс обычно очень трудно найти.
А. Ч.: Да, это правда, и именно поэтому мы хотели бы вместе с руководством музея выйти на международный тендер, в рамках которого постараемся привлечь лучших в мире - хочу подчеркнуть это, лучших в мире, - специалистов по музейному делу и они должны помочь нам окончательно выработать концепцию.
Citizen К: Сколько в ней и вообще во всем проекте будет лично Чубайса? Или вы просто такой попечитель, который старается не вмешиваться в дела музея?
А. Ч.: Этот проект мне самому крайне интересен. Я считаю, что совершенно парадоксальное и уникальное явление в русской культуре - Политехнический музей - основано не только на не имеющем мировых аналогов технологическом слое, но и на сочетании его с такой совсем российской культурной компонентой - шестидесятничеством. Я имею в виду, прежде всего, поэтические вечера, которые проходили в стенах музея.
Citizen К: Все началось раньше - тут еще Северянина королем поэтов выбирали.
А. Ч.: Вы правы, но именно в шестидесятые произошла интеграция этих двух слоев, буквально - физиков и лириков. То есть с однойстороны - сам Политехнический музей, с другой - Евтушенко, Вознесенский, Окуджава и Марлен Хуциев вместе с фильмом «Застава Ильича», который, собственно, здесь и снимался. Это такой культурный слой, такая интеграция художественного и технического - я вообще не знаю, есть ли в России другое место, где все бы так объединилось. Мне очень важно, чтобы мы сумели и ту, и другую компоненту использовать, не меняя названия, - все равно Политехнический музей. Но каким бы политехническим ни был музей, вот этот слой художественный, слой креативный, говоря современным языком, он, конечно же, бесценен.
Знаете, мы сейчас много работаем над идеями техноградов, мы понимаем и изучаем, что делается в мире, и понимаем, что настоящие технограды получаются только тогда, когда там есть то, что они называют cross-fertilization - взаимное оплодотворение разных культур. Технологической культуры, художественной культуры, спортивной культуры, то есть когда объединяются совершенно разные языки и разные явления. В этом смысле мне кажется, что в Политехническом музее этот опыт есть, и мы обязаны его сохранить. И не просто сохранить, в него нужно новое дыхание вдохнуть, сделать так, чтобы музей был местом, куда магнитом бы тянуло всех, начиная с детей, о которых вы правильно вспомнили.
Citizen К: То есть музей будет двигаться в сторону центра общественной жизни?
А. Ч.: Художественной, технологической, общественной. Мне прямо сейчас такая мысль в голову пришла (обращается к помощникам): премию «Поэт» давайте пригласим вручать сюда, по-моему, для поэзии это место достойное. Знаете, у нас есть премия «Поэт», которую мы еще в РАО «ЕЭС» помогали создавать, очень авторитетная.
Citizen К: Ваши оппоненты говорят, что РОСНАНО - это такой большой пиар-проект, и в этом смысле история с музеем им на руку - про сами нанотехнологии до сих пор ничего толком не понятно, зато будет музей, тоже своего рода пиар-проект.
А. Ч.: Знаете, если бы задача была раскрутить РОСНАНО, мы, поверьте, с ней бы справились. Но здесь задача - именно осуществить масштабную реконструкцию российского Политехнического музея, чтобы инженерное и технологическое наследие было представлено в качественно новых условиях. Вот какая перед нами задача.
Citizen К: Чтобы в конце концов люди вспоминали добрым словом о Чубайсе?
А. Ч.: Да это, мне кажется, недостижимая цель, и я вэту сторону не очень готов продвигаться. Хочется, чтобы в стране был нормальный современный Политехнический музей.
Citizen К: Будет ли музей двигаться в актуально-выставочную сторону? Будет ли он встроен в индустрию - выставки с участием компаний, конференции какие-то сугубо деловые, не научные?
А. Ч.: Конечно же, будет. Политехнический лекторий - когда что-то показываешь живьем и здесь же устраиваешь дискуссии, обсуждения, - мне кажется, в том числе для таких форм и создан. Это, мне кажется, очень правильно, и не нужно этого бояться.
Citizen К: И если другие крупные компании будут брать на поруки очередной музей, вы будете этому рады?
А. Ч.: Вы знаете, у меня уже были разговоры с целым рядом владельцев крупных компаний, и с изумлением для себя я обнаружил неподдельный их интерес к этой истории. К этому музею и вообще к истории под названием industrial heritage, которая давно уже во всем мире развивается. Почти каждый мой собеседник из крупнейших компаний сказал мне: если вы всерьез возьметесь, то мы точно готовы, во-первых, помогать деньгами, во-вторых, экспонатами и, в-третьих, квалифицированными людьми, которым это интересно.
Citizen К: Надеетесь, что со временем музей станет на себя зарабатывать?
А. Ч.: Нет, я не считаю, что такой музей может стать когда-нибудь окупаемым. Мне не известны примеры мировых музеев этого класса, которые бы жили без поддержки государства. Это маловероятно, такой задачи не ставится.
Citizen К: Во сколько обойдется?
А. Ч.: Пока я не готов назвать точные цифры, но если вы хотите вообще диапазон, я бы дал его очень широким - от трех до десяти миллиардов рублей на срок от пяти до десяти лет. При этом деньги на реконструкцию здания должны идти из бюджета, а деньги на саму концепцию, на модернизацию экспозиций и так далее - под это как раз нужно привлекать бизнес.



  • 1
молодец чубайс)
со временем его будут вспоминать больше из за музея ;)

это как у нас в городе руцкой разворовал бюджет и построил арку.

а нынешний губернатор ничего не сделал... вот и вспоминают руцкого по арке... так и тут :))

  • 1